Почему быстрая маршрутка — это миф

Если к остановке одновременно подъезжают маршрутка и троллейбус (или автобус), большинство пассажиров, стоящих в ожидании транспорта, выберут маршрутку. При этом они полагают, что они доедут быстрее. Поработав более года в пассажирских перевозках, я убедился, что это не так. Никакая единица ОТ (здесь и далее — общественный транспорт), будь то муниципал или частник, не будет никогда просто так быстро ехать. В Иркутске цель ОТ, особенно коммерческого, увы, не быстро и качественно перевезти пассажиров, а собрать как можно больше денег за один рейс. А как этого достичь в условиях жёсткой конкуренции и повального дублирования маршрутов?

Разберём на примерах.

Подъезжает некая маршрутка к остановке. Предположим, в ней ещё больше половины свободных мест. Если на этой остановке и на следующих не будет пассажиров на посадку либо будет очень мало по сравнению с тем количеством, к которому привык водитель, то маршрутка начинает «тянуться». В переводе с транспортного на русский это значит медленно ехать с целью собрать больше пассажиров. Поскольку отсутствие пассажиров на остановке говорит чаще всего о том, что не так давно проехал конкурирующий маршрут и собрал их сам. И пока наш водитель «тянется» потихонечку до следующей остановки, там уже успевает накопиться народ, особенно если остановка очень проходная или является пересадочным узлом. При таком раскладе, как можно легко понять, маршрутка не является быстрым транспортом. Тот же троллейбус проедет этот же участок быстрее, поскольку, как бы не хотел водитель «тянуться», у него есть сзади идущий троллейбус (или трамвай, если речь о нём), который догонит и будет ускорять, «пиная в зад».

И ситуация-эталон, благодаря которой и живёт в общественном сознании мнение, что маршрутка быстрее других видов ОТ. Подъезжает условная маршрутка к остановке и берёт много людей. На следующих остановках то же самое. Это однозначно говорит водителю о том, что либо сейчас час пик (в него народу хватает вообще всем), либо впереди долгое время не было транспорта и народу накопилось много. Поэтому водитель не тормозит, оперативно работает на посадку-высадку и стремится быстрее проехать остановки маршрута, пока его не настиг конкурент, особенно автобус или троллейбус. Поскольку последние являются большими по размеру, чем маршрутка, и представляют для самой маршрутки большую опасность, чем другие маршрутки. Давно подмечено, что при одновременном подходе к остановке маршрутки без сидячих мест (или заполненной) и автобуса/троллейбуса, пассажиры выберут ОТ большего размера, поскольку там свободнее и комфортнее ехать даже стоя.

В мае в Иркутске грядёт повышение стоимости проезда в коммерческом ОТ с 15 до 20 рублей в период 6-20 часов и до 25 рублей в период 20-23 часа. При этом муниципальные перевозчики пока что повышать стоимость проезда не планируют. На примере других городов России, где существует дифференциация стоимости проезда между частниками и муниципалами, можно с уверенностью сказать, что маршрутки станут очень медленным транспортом. Поскольку пассажиры, имея выбор между 15 и 20 рублями, а то и между 15 и 25 рублями, однозначно выберут более дешёвый вид ОТ. Особенно, если пассажиры едут хотя бы с одной пересадкой.

Важное замечание. Перечисленные наблюдения и выводы не относятся к тем маршрутам ОТ, которые уникальны и не имеют конкурентов. На таких маршрутах, вы удивитесь, водители работают по расписанию.

Сомневающиеся в вышесказанном могут, будучи пассажирами, провести простое наблюдение и отметить зависимость скорости движения ОТ от числа входящих в него пассажиров на каждой остановке.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное